ВСЕВЕДЕНЧЕСКАЯ  СТОЛОГИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Глава 1. Суть художественной литературы.

Глава 2. Правдоподобие в литературе.

Глава 3. Творческие идеи и приемы стологии.

Глава 4. Аннотации романов, опубликованных в журнале «Всеведение».

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

         П1. Вселенское всеведение в силу универсальности своего метода описания многогранного мира в виде цельной структуры пытается осуществить синтез науки, искусства и религии. Если всеведенческий синтез науки и религии не вызывает особых сомнений (во всеведении реальность бога доказана и изучается естественнонаучным методом), то объединение искусства и науки, точнее искусства и всеведения, как высшей науки, кажется достаточно проблематичным.

 

         П2. Всеведение синтез искусства и науки видит не только в распространении метода всеведения на художественную сферу, но и в изменении сути культуры, которая должна стать всеведенческой.

         Известна русская пословица: назвался груздем – полезай в кузов. Для доказательства возможности существования всеведенческой художественной литературы редакцией литературно-художественного и общественно-политического журнала «Всеведение» было принято решение о создании и издании  ста романов о русском всеведении – стологии «Русская жизнь, или всеведение».

 

         П3. В чем всеведенческая изюминка романов из стологии? Перед читателем возникает новый всеведенческий мир людей с необычными взаимоотношениями. Реальная действительность кажется еще более убогой, отвратительной и бессмысленной. Хочется перенестись во всеведенческий увлекательный художественный мир и остаться там навсегда. А еще более мечтается, чтобы сама Россия стала всеведущей.

 

         П4. Стология – это не фантастика, не выдумка, а тот будущий на Земле и реальный уже сегодня вселенский мир общего духа, с героями которого, как правило, всеведущими, хочется постоянно общаться, пусть даже лишь пока мысленно. Земные всеведущие – вроде бы такие же люди, как все в Плоти, но сознательно пытающиеся в Духе через контакт с богом обессмертить свой дух для последующей борьбы за сохранение божественной Вселенной. Поэтому их поступки при всей обыденности кажутся светлыми, духовными, освещенными божественными искрами.

               

Глава 1. СУТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

         1.1. Ученый ищет истины бытия, писатель создает художественную реальность. Если отраженная в искусстве жизнь соответствует сущему, то она в этом смысле истинна. Но может ли писатель, не будучи одновременно ученым, сочинить правдивую художественную реальность?

         Конечно, если литературу, вообще искусство, рассматривать только в качестве художественного пересоздания действительной жизни, выражающего идейную позицию автора, то ни о какой правдивости в гуманитарной культуре и речь нельзя вести. В этом смысле практически вся советская литература является художественным фантомом.

 

         1.2. С другой стороны, разительное, контрастное отличие художественного мира от реального может способствовать лучшему восприятию читателем самой существующей реальности, ее истинных особенностей и закономерностей.

         По большому счету, литература представляет собой человековедение. Поэтому ее собственное развитие есть в главном историческая смена известных литературных персонажей, то есть проявившихся в общественном мнении художественных человеческих характеров, ставших эталонными, типическими, универсальными через литературу.

 

         1.3. Основной путь всемирной литературы - движение к описанию все более и более многогранной человеческой личности, черты характера которой, во-первых, устойчивы на определенном этапе жизни, что порождает индивидуальность, а, во-вторых, эволюционируют под влиянием изменяющихся обстоятельств, что формирует ряд художественных типов конкретной эпохи.

 

         1.4. Так, Одиссей Гомера не представляет собой еще личность, его внутренний мир неустойчив, психическое развитие соответствует современному ребенку до 12 - 14 лет. Одиссею просто онтологически не присущи такие качества, как мудрость и совесть, самосознание и вера. Зато он насквозь пронизан исключающими друг друга противоположностями: мужеством и трусостью, благородством и подлостью, честностью и ложью.

 

         1.5. Пьер Безухов Льва Толстого также то смел, то труслив, то глуп, то умен, но такие дуальные его качества определяются самой логикой сложного характера, который эволюционизирует в русле закономерного изменения под влиянием эпохи.  Пьер Безухов благороден не потому, что есть дворянин, что присуще для взглядов литературы Возрождения, а за счет особого устройства собственной совести, заставляющей его даже быть подчас наивным и смешным в глазах окружающих.

 

         1.6. С появлением русского всеведения начинается новый решающий этап в человековедении. При обрисовке человеческих характеров литература может взять на вооружение совершенно иные научно обоснованные представления о внутренней сущности человека. Например,  всеведенческий закон триединства сознаний плотского, душевного и духовного тел позволяет объективно понимать причины странного на первый взгляд поведения современного человека в семье и обществе, направленного иногда на уничтожение себя и окружающих.

 

         1.7. То, что  автор сугубо научного всеведения одновременно взял на себя попытку отразить всеведение в русской художественной литературе, можно считать оправданным действием. В противном случае первые всеведенческие романы появились бы в России лет через 20 - 40, после того, как всеведение частично перешло бы в народное мироощущение.

 

         1.8. Сам русский народ давно уже жаждет появления в России «сверхлитературы», представляющей собой не новый жанр или стиль, но совершенно иное художественное суперкачество гуманистического звучания, способное прийти на смену литературной лжи и прямому одурачиванию людей средствами массовой информации.

         Ясно, что такая сверхлитература может быть вызвана к жизни только всеведением.

 

         1.9. Система персонажей всеведенческих художественных произведений  должна содержать описание образов и типических характеров всеведущих. Кто, как не сам автор всеведения, может знать их досконально?! Поэтому романы стологии «Русская жизнь, или всеведение»        буквально насыщены героями-всеведущими. При этом система образов всеведущих полностью удовлетворяет классическим требованиям необходимости и экономии. Читателю не только не надоедают его встречи с всеведущими, но хочется максимально расширить такое общение.

 

         1.10. Иерархия действующих лиц стологии, соподчиненность типов и характеров героев, весьма сложна. Но кто является центральной фигурой «Русской жизни, или всеведения»? На первый взгляд, кажется, что основной персонаж – это Веденин, литературный «автор» всеведения. Прочтя двадцать книг, читатель начинает понимать, что главный герой – бог, или Ничто. И только позднее приходит полное осознание того, что стержень    стологии – это Россия, русский народ, умнее которого нет.

 

         1.11. Задача автора стологии достаточно ясна. Через художественную литературу приблизить общество к восприятию всеведения. Достигается ли данная цель? Скорее всего, да! По крайней мере, существуют читатели стологии, которые не просто пассивно мечтают стать всеведущими, но активно идут по трудному пути познания божественного всеведения.

 

Глава 2. ПРАВДОПОДОБИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.

                  

         2.1. Цель естествознания – мыслимое воспроизведение природы, цель содержательного искусства – мыслимое воспроизведение общества.

         В обоих случаях необходимо правдоподобие.

 

         2.2. Правдоподобие науки основано на поиске истины, правдоподобие искусства требует создания системы обобщенных  образов, полученных  не за счет поэтического произвольного (чувственного) отражения действительности, а путем художественной типизации.

 

         2.3. Всеведение предлагает новую истину, новый подход к жизни и, следовательно, становится ядром новейшей культуры 21 века. Какое место в этой культуре займет стология  «Русская жизнь, или всеведение»? Очевидно, в главном ответ связан с мерой правдоподобия данного художественного проекта.

         Однако нет ли здесь противоречия в самой постановке вопроса? Известно, что правду в искусстве создает не констатация истин, а  самая настоящая ложь в виде увлекательной художественной выдумки. Главное, чтобы читатель получил возможность узнать о реальном, а не ложном мироощущении своего современника.

 

         2.4. Поскольку автор стологии описывает мировоззрение всеведущих и их предполагаемое взаимоотношение с современным обществом, то автоматически попадает в сферу ещё несбывшегося - область фантастики, пусть и обращенной к реальности.

         Что тогда может служить критерием правдоподобия данных романов? Ответ прост – само всеведение! Действительно, только всеведение позволяет узнать череду сменяющих друг друга (в значении доминантности, превосходства) инвариантов психики сущего. Поэтому всеведенческая стология обладает свойством вселенского правдоподобия, то есть в ней как бы показывается жизнь усредненной России, обобщенной для всех очагов цивилизации в современной Вселенной.

 

         2.5. В любую эпоху форма действительности, как правило, не удовлетворяла конкретного человека, поскольку у него всегда были собственные представления о добре и красоте. Людям хочется ощутить изящные и нравственные формы сущего, которых ещё нет, но, возможно, будут, особенно, если их прогнозировать и пытаться порождать.

         Наука ищет золото действительности, а искусство его создает. Искусство условно и предлагает иллюзию жизни, которая в своих прекрасных художественных формах кажется более правдоподобной, чем сама отражаемая жизнь.

 

         2.6. Правдоподобие искусства напрямую связано с уровнем художественной концентрации жизни. Через искусство можно прожить много жизней.  Поскольку всеведение является максимальным концентратом общего духа, то всеведенческая стология  позволяет окунуться в самые глубины миропонимания. Только не нужно забывать, что всеведение очень горько для человечества, но одновременно весьма полезно, словно спасительное лекарство для смертельно больного.

 

         2.7. Роман, как вид литературного жанра, охватывает эпоху и требует крупного плана и быстрого действия. Роман есть судьба человека в её типичности, есть описание жизни поколения и, следовательно, всегда историчен. Чтобы использовать быстрый темп и крупный план, нужен лаконизм стиля.

 

         2.8. Главная тема произведений Бальзака – общество, Диккенса – семья, Достоевского – индивидуальные переживания личности. Тема всеведенческой   стологии – становление и жизнь всеведения, связанных с ним людей.

 

         2.9. Из темы вытекают мотивы, создающие фабулу. По А. Н. Островскому, «сюжет есть сценариум со всеми подробностями, а фабула есть краткий рассказ». Фабулу определяет тема (система выбранных субъектов и объектов), сюжет – действие (метод).

         Прямое заимствование фабулы из произведений других авторов считалось литературной нормой на Западе до 18 столетия, в России – до 19 века. 19 век потребовал сюжетной оригинальности.

 

         2.10. Сознание Духа, как доминанта 21 века, в отличие от сознания Души, требует оригинальности не только действий и возникших чувств у персонажей, но и внутренней информативности романа, обращенной к миру в качестве целого. В этом смысле всеведенческая стология наиболее оригинальна.

 

Глава 3. ТВОРЧЕСКИЕ ИДЕИ И ПРИЕМЫ СТОЛОГИИ.

        

         3.1. Стология «Русская жизнь, или всеведение» является многоплановым произведением, в котором осуществляется попытка художественным методом понять и отразить причину возникновения всеведения и его влияние на русскую жизнь. При этом под Россией, русским народом обобщенно понимаются вселенские усредненные стратегические организмы сущего, ответственные за появление и развитие всеведения во всем реальном мире.

         Поэтому тема стологии, её «стратегическая» фабула,  направлена на реализацию данной главной идеи и, по существу, является её художественным аналогом.

 

 3.2. Сюжетным линиям романов всегда предшествует выбор системы образов с предварительным определением психологического облика персонажей. Понятно, что герои делятся сразу на две основные группы: всеведущие и остальные.

 

3.3. При выборе сюжета предпочтение отдается увлекательным, интересным для читателей этапам и эпизодам, но без нарушения композиционного каркаса, поддерживающего внутреннюю целостность романа.

Как правило, романы стологии начинаются столкновением характеров главных действующих лиц, а потом эти коллизии не ослабляются, а усиливаются.

Если в самом начале романа удается создать психологически убедительные образы, то затем эти герои сами начинают определять сюжетную канву, проявляя художественную самостоятельность.

 

Глава 4. АННОТАЦИИ РОМАНОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ «ВСЕВЕДЕНИЕ».

 

4.1. В журнале «Всеведение» опубликованы нижеуказанные  романы из стологии Вячеслава Потемкина «Русская жизнь, или всеведение»:

 

№1/2000

КНИГА 1. “ЗАПИСКИ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА”.  Графская семья Колычевых вывозит в гражданскую войну из России в Италию записки Григория Распутина. Из-за прогнозов в записках ужасного будущего большевиков Сталин приказывает добыть мемуары Распутина любыми средствами. Наследница рода Колычевых модельер Колчини вынуждена под угрозой смерти расстаться с записками. Пришедший к власти Хрущев их уничтожает. Но, оказывается, Колчини сохранила копию. Интерес к родине предков заставляет ее приехать в Россию.  Она знакомится с историком, специалистом по Распутину, и влюбляется в него. Вместе они хотят опубликовать мемуары Распутина. Однако между влюбленными возникают разногласия о возможности сохранения в издаваемом тексте пророчеств Распутина о будущих до 2050 года “царях” России. Произошедший разрыв мучителен для обоих. Осознав до конца, что не может жить без Колчини, историк едет в Италию. И костер любви разгорается вновь.

            Параллельный показ сцен жизни Распутина и графини Колычевой, определенный общностью их судеб, доставляет читателю удивительное наслаждение и стремление еще глубже понять прошлое и будущее России.

 

№2/2000

КНИГА 2.  “ЛЮБОВЬ  К  РАСПУТИНУ”. Показ художественного телесериала “Телевизионный театр идей” начинается с серии “Идеи Григория Распутина”, в которой Распутин трактуется чуть ли не национальным героем. Многие возмущенные телезрители требуют запрещения телесериала. В итоге мужчина, являющийся в телепередаче одновременно продюсером, телеведущим и исполнителем роли Распутина, оказывается финансовым банкротом и не у дел. Но одна дама из класса новых русских, влюбившаяся в своего телекумира, не дает ему пропасть. И телесериал снова выходит в эфир.

 

№3/2000

            КНИГА 6.  “РОКОВЫЕ ВСТРЕЧИ”.  Пьяный Сталин на станции метро знакомится с девушкой и приглашает ее в Кремль. За длинный язык молодая женщина попадает заключенной в закрытую зону, в которой занимаются атомным проектом. Крупный физик-ядерщик влюбляется в нее, но для брака требуется разрешение самого Сталина. Вождь за согласие физика ускорить создание водородной бомбы не только не возражает против свадьбы, но даже устраивает ее в Кремле.

            КНИГА 16.  “ЛЮБОВЬ  К  ВСЕВЕДЕНИЮ. МОЛОДЫЕ  ГОДЫ  ВЕДЕНИНА”. Алексей Веденин еще в юности поставил цель создать в течение жизни единое универсальное знание о мире во всем его многообразии, или всеведение. Быстрое развитие творческих способностей талантливого юноши привлекает к нему внимание поверивших в его миссию разнообразных по возрасту и социальному положению женщин, в результате чего вокруг Веденина образуется своего рода гарем жен. Но жизнь быстро разрушает иллюзии, и у Алексея возникает насущная необходимость прокормить четырех детей. Чтобы выжить, при этом для осуществления своей мечты продолжая разрабатывать всеведение, Веденин становится профессиональным картежником.

 

№4/2000

КНИГА 4. «БАНКИР И ПРОДАВЩИЦА». Русской красавице, продавщице Людмиле Сочневой было достаточно случайной встречи с банкиром, чтобы обрести головокружительную судьбу.

 

№5/2000

            КНИГА 5.  “ЗВЕЗДА  В  МОСКВЕ”. Попавшая в Москву американская кинозвезда, выходя из гостиницы “Россия”, оказывается засыпанной сброшенным с крыши снегом. По недосмотру выкинута снегоуборщиком на лед Москва-реки, где ее случайно обнаруживает художник-авангардист. Более недели кинозвезда выздоравливает в квартире художника, в то время как весь мир считает ее похищенной. Возникшее чувство к кинозвезде изменяет манеру письма художника, он рисует различные части ее тела, как  символы своей любви. По анонимному доносу художника арестовывают, считая похитителем. Но сильная любовь влюбленных позволяет преодолеть все преграды.

            Чередование комедийных элементов с трагическими сценами заставляет читателя то смеяться, то плакать, сопереживая любви американской кинозвезды и русского художника.

            КНИГА 19. «НАТАША». Влюбившись в Наташу, художник Талызин берет её с собой в Италию. В силу жизненных обстоятельств гордая русская красавица оказывается вначале в итальянской, а потом в английской тюрьме. Чистота души помогает Наташе, пройдя через все испытания, обрести личное счастье. 

 

№6/2000

            КНИГА 3.  “РУССКАЯ  ЛЮБОВНАЯ РУЛЕТКА”.  Княгиня Екатерина Уткина, создав в Москве коммерческий банк, под давлением мафии вынуждена эмигрировать. В США она случайным образом оказывается вовлеченной в семейные дела миллиардеров Хантеров. Обладая редким талантом финансиста, Уткина организовывает собственный банк уже в Америке. Неожиданно на нее обрушивается ненависть молодого Хантера. Однако волевая Катя, в конце концов, достигает успеха не только в бизнесе, но и любви.

 

№7/2000

            КНИГА 10. «МУХОЛОВ,  ИЛИ  ЛЮБОВЬ  К  МУХЕ». Все заработанные деньги полотер тратит на киносъемку и изучение полета мухи, пытаясь понять сущность машущего крыла.  Отсутствие образования не позволяет ему достигнуть каких-либо серьезных научных результатов. Его работа, переданная в академию наук, подвергается публичному высмеиванию со стороны давшей отзыв ученой дамы. Огромная ненависть к этой женщине заставляет полотера в короткие сроки окончить университет и создать теорию полета машущего крыла. Но, оказывается, подобная ненависть неотделима от тайной любви к противнику. Преодолевая все преграды, бывший полотер добивается сердца своей избранницы.

 

№8/2000

КНИГА 8. «ДВА МЕСЯЦА ПОЭЗИИ, ИЛИ БОЛЬ ДУШИ». Потрясённый перестроечной правдой о злодеяниях коммунистического режима, ведущий разработчик неуязвимой для радаров «летающей тарелки» решает уволиться с работы и сочинять трагические стихи. Для успешной борьбы талантливого одиночки с военно-промышленным комплексом потребовалась не только сильная воля, но и новая любовь.

            КНИГА 21. «МАРКИЗ,  ИЛИ  ЛЮБОВЬ  К  КОТУ».  Любовь к коту, по кличке «Маркиз», приводит к знакомству русской красавицы Маргариты  с настоящим  французским маркизом. Она оказывается во Франции, где случайно обнаруживает своих родственников. Превратившись из золушки в графиню, Маргарита продолжает искать свое личное счастье. И снова уже новый маркиз становится на её пути.

 

№9/2000

КНИГА 9. «ЖЕНСКАЯ ГРУДЬ, ИЛИ ТОЛСТУШКА». Победительница московского конкурса красоты «Женская  грудь - 98» Светлана Туманова по воле обстоятельств вынуждена одновременно принять ухаживания французского, американского, английского и немецкого наследников крупных состояний. Но, только став баронессой, она определяет своего суженного.

 

№10/2000

            КНИГА 7. «КАТИН ДЕНЬ». История о простой русской женщине, пытающейся противостоять безжалостности бытия. Показан один день её жизни – торговля цветами на московском рынке. Перед читателем проходит целая галерея москвичей и провинциалов, общающихся с Катей. Если первый её муж был алкоголиком, второй – наркоманом, то предполагаемый третий оказывается преступником. Некому помочь Кате в её стремлении жить по-доброму. Подобный поиск в её среде безрезультатен. И гибель Кати предопределена.

 

№11/2000

            КНИГА 11. «СОКОЛИНОЕ ГНЕЗДО». Живущую отшельницей на Сардинии итальянку Игнацию де Джиованни внезапно охватывает паралич. Но для любящего мужского сердца, знающего всеведение, не существует непреодолимых преград.

 

№12/2000

КНИГА 12. «ОБЕЩАНИЕ». Мать отбивает мужа у дочери, однако нечаянная встреча дарит покинутой новое счастье.

КНИГА 13. «НИКОЛАЙ И ГВЕНДОЛИН». О трудной любви русского студента – всеведущего и американской миллионерши, старшей избранника на двенадцать лет.

 

№1/2001

            КНИГА 23. «ДЕВСТВЕННИК».

 

№1/2002

            КНИГА 28. «РУСЛАНА, ИЛИ ЖЕНЩИНА СОПРОВОЖДЕНИЯ».

 

№2/2002

            КНИГА 48. «СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА».

 

 

ã Потемкин В.Ф.

Использование и копирование материалов запрещено. Предназначено лишь для чтения на данном сайте.